Заболевания кишечника являются распространенной патологией в развитых и развивающихся странах, и их частота растет с каждым годом. К наиболее частым причинам подобных состояний можно отнести воспалительные заболевания кишечника (ВЗК), включающие болезнь Крона (БК) и неспецифический язвенный колит (НЯК), и синдром раздраженного кишечника (СРК). Эти нозологии облагают различной этиологией и течением, но общими для них являются симптомы со стороны желудочно-кишечного тракта (ЖКТ)(неустойчивый стул с примесью кровь, диффузные боли в животе) и хроническое течение. Современный клинический подход к проблеме позволяет эффективно бороться с проявлениями заболевания, однако тактика лечения может отличаться. Не существует единого стандарта обследования, позволяющего верифицировать диагноз. Комплексное обследование должно включать в себя ряд клинических, эндоскопических, гистологических и лабораторных признаков, указывающих на ту или иную патологию.
Однако ключевым моментом диагностики, позволяющим дифференцировать ВЗК от СРК, является воспаление в стенке кишки. Маркерами этого процесса являются компоненты гранул нейтрофилов, которые активно секретируются в ответ на провоспалительные стимулы. Это различные белковые молекулы, выполняющие роль ферментов гранулоцитов – эластаза, миелопероксидаза, лактоферрин и кальпротектин. Наиболее перспективным в отношении диагностики ВЗК является кальпротектин.
Кальпротектин – это белок молекулярной массой 36 кДа, обладающий антибактериальными и противогрибковыми свойствами и входящий в состав цитозоля основных клеток иммунного ответа – нейтрофилов, макрофагов и моноцитов. Отличительной особенностью этой молекулы является ее высокая стабильность в кале благодаря наличию ионов кальция и цинка в составе. Именно эта особенность, а также его способность связываться с ионами кальция, делает кальпротектин устойчивым к действию лейкоцитарных протеаз и ферментов микробиома, что позволяет ему сохранять стабильную концентрацию в стуле человека до 7 дней.
При воспалении в кишечнике, обусловленном аутоиммунными или иными механизмами, усиливается миграция лейкоцитов из сосудистого русла в очаг воспаления. Содержимое их гранул, в том числе кальпротектин, может быть измерено в кале для диагностики активности процесса.
Так, концентрация фекального кальпротектина в кале напрямую коррелирует со степенью активности воспалительного процесса в кишке. Его повышение может быть обнаружено как при болезни Крона, так и при неспецифическом язвенном колите, но более характерно для последнего. Кроме того, повышение уровня кальпротектина в кале прямо пропорционально активности заболевания, что может быть использовано для мониторинга эффективности терапии ВЗК. Помимо этого, уровень данного маркера позволяет судить о прогнозе заболевания и быть признаком возможного рецидива. Также уровень фекального кальпротектина позволяет косвенно судить о локализации патологического процесса – чаще кальпротектин повышен при БК с вовлечением ободочной кишки и НЯК левосторонней или тотальной локализацией. Также известно, что данный маркер более чувствителен в отношении ранней диагностики БК и НЯК, нежели классические маркеры системного воспаления, такие как СОЭ и С-реактивный белок. Кроме того, установлено, что фекальный кальпротектин обладает большей диагностической ценностью в отношении диагностики ВЗК, чем такие антитела, как ANCA и ASCA. Наибольшую чувствительность данный маркер демонстрирует в отношении воспалительного процесса в кишечнике у детей, включая некротический энтероколит новорожденных.
Анализ на фекальный кальпротектин является незаменимым инструментом для дифференциальной диагностики ВЗК и СРК, при котором обычно не регистрируется повышения данного маркера вследствие невоспалительной природы заболевания. Также повышение маркера может быть зафиксировано при таких состояниях как злокачественные новообразования, энтеропатия, связанная с приемом НПВС, и реакция «трансплантат против хозяина» с вовлечением кишечника.
Таким образом, анализ на фекальный кальпротектин может быть использован не только как эффективный диагностический тест для верификации и прогноза ВЗК, а также в качестве инструмента для дифференциального диагноза воспаления в ЖКТ любой этиологии.